26 августа 2009 года, форум начал свою работу

АвторСообщение



Сообщение: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.12.09 16:49. Заголовок: Термины по истории


Племя,тип этнической общности и социальной организации доклассового общества
Вече(общеславянское; от старославянского вет — совет), народное собрание в древней и средневековой Руси для обсуждения общих дел.
Конунг (др.-норв. konungr), военный вождь, высший представитель родовой знати у скандинавов в раннее средневековье.
Варяги(позднегреч. Bárangoi, от древнесканд. vaeringjar — норманские воины, служившие у византийских императоров).

Князь, глава феодального монархического государства или отдельного политического образования (удельный К) в 9-16 вв. у славян и некоторых др. народов; представитель феодальной аристократии; позднее - дворянский титул.
Дружина, отряд воинов, объединявшихся вокруг племенного вождя, а затем князя, короля; дружинная военная организация наиболее характерна для периода разложения родового строя и зарождения феодальных отношений.
Вотчина, комплекс феодальной земельной собственности (земля, постройки, живой и мёртвый инвентарь) и связанных с нею прав на феодально-зависимых крестьян
.Удел,1. Часть, доля, данная, уделенная кому-н. (старин). 2. В древней Руси - область, к-рою управлял князь на правах феодального владетеля (истор).
Смерд - в Киевской Руси 11-12 вв. сел. житель, по мнению нек-рых историков, зависимый (в отличие от свободного "людина"). В Новгородской и Псковской землях 13-15 вв. - сел. житель, живущий в погосте и несущий повинности в пользу города.
Рядовичи,1) в Древней Руси лица, заключившие с феодалом договор (ряд), ставивший их в определённую экономическую и личную зависимость. Сведения о социальном положении Р. скудны. P., в частности, могли быть низшими агентами феодальной администрации.
2) В 14—17 вв. Р. назывались члены торговых корпораций, владельцы лавок в торговых рядах, а также жители рядков — торгово-ремесленных поселений.
Закупы, категория зависимого населения Древней Руси. По Русской правде З. получали от феодала орудия производства и обязаны были работать на его полях, но имели и своё хозяйство.
Холопы, категория феодально-зависимых людей в России 10 - начала 18 вв. По правовому положению приближались к рабам.
Челядь, название зависимого населения Киевской Руси. Около 6-9 вв. Ч. - рабы-пленники в состоянии патриархального рабства. В 9-10 вв. они стали объектом купли-продажи. С 11 в. термин "Ч." относился к части зависимого населения.
Изгои(от гоить — жить), на Руси 11—12 вв. люди, вышедшие ("выжитые") в силу каких-либо обстоятельств из своего обычного общественного положения.
Оброк, продуктовые или денежные платежи, выплачивавшиеся феодально-зависимыми крестьянами феодалам в качестве продуктовой (натуральный О) или денежной (денежный О) феодальный земельной ренты.
Полюдье, ежегодный объезд подвластного населения ("людей") древнерусскими князьями, боярами-воеводами и их дружинниками в 10-13 вв. с целью кормления и сбора податей
Десятина (лат. decima) - десятая часть урожая (или иных доходов), взимавшаяся с населения на содержание духовенства и храмов. На Руси Д. была установлена в X в., окончательно ликвидирована в России в конце XIX в.
Вира - в Древней Руси денежный штраф в пользу князя за убийство свободного человека. За увечье платилось полувирье.
Путь "из варяг в греки",название водного торгового пути в Киевской Руси,связывавшего Северную Русь с Южной, Прибалтику и Скандинавию с Византией. Он шёл из Варяжского (Балтийского) моря по р. Неве в Ладожское озеро, затем по р. Волхов в Ильменское озеро, далее по р. Ловать, откуда волоком в Днепр.
Политическая раздробленность – это закономерный процесс экономического усиления и политического обособления феодальных владений на Руси в середине ХII-ХIII вв.
Золотая орда, средневековое государство в Евразии, созданное тюрко-монгольскими племенами. Существовало в 13-15 вв. со столицей в Сарае на Нижней Волге
Баскак (тюрк), чиновник монгольского хана, ведавший сбором дани и учётом населения в завоёванных землях. Б. имели военные отряды, с помощью которых подавляли выступления покорённого населения против монголо-татарского ига.
Ярлык – льготные грамоты золотоордынских ханов, выдаваемые русским князьям (на великое или удельное княжение) и митрополитам (на освобождение церкви от налогов и повинностей).
Язычество,. Идолопоклонство, вообще - религия, основанная на поклонении многим богам, в отличие от христианства, магометанства, буддизма, иудейства
Христианство (от греч. Christós, буквально - помазанник), одна из т. н. мировых религий (наряду с буддизмом и исламом). Х. распространено в странах Европы, Америки, в Австралии, а также, в результате активной миссионерской деятельности, - в Африке.
Православие, одно из основных (наряду с католицизмом и протестантизмом) направлений в христианстве. Получило распространение преимущественно в Восточной Европе и на Ближнем Востоке.
Крещение Руси,введение в Древней Руси в конце 10 в. христианства как государственной религии.
Митрополит (от греч. metropolites), высший духовный сан в некоторых христианских церквах.
Мозаика (франц. mosaïque, итал. mosaico, от лат. musivum, буквально - посвященное музам), изображение или узор, выполненные из однородных или различных по материалу частиц (камень, смальта, керамическая плитка и пр).
Фреска (от итал. fresco, буквально - свежий), техника живописи красками (на чистой или известковой воде) по свежей, сырой штукатурке, которая при высыхании образует тончайшую прозрачную плёнку кристаллического карбоната кальция.
СЛАВЯНСКАЯ АЗБУКА И ГРЕЧЕСКИЙ АЛФАВИТ
Знаете ли вы, как возникла русская письменность? Если не знаете, то мы можем вам рассказать. Но ответьте сначала на такой вопрос: чем отличается азбука от алфавита?
Слово “азбука” произошло от названий двух первых букв славянской азбуки: А (аз) и Б (буки):

АЗБУКА: АЗ + БУКИ
а слово “алфавит” происходит из названия двух первых букв греческого алфавита:
АЛФАВИТ: АЛЬФА + ВИТА
Алфавит гораздо старше азбуки. В IX веке азбуки не было, и славяне не имели собственных букв. И поэтому не было и письменности. Славяне не могли написать на своем языке ни книг, ни даже писем друг другу.
Как же и откуда появилась наша азбука, и почему ее называют кириллицей?
В IX веке в Византии, в городе Солунь (теперь это город Салоники в Греции), жили два брата — Константин и Мефодий. Были они люди мудрые и очень образованные и хорошо знали славянский язык. Этих братьев греческий царь Михаил послал к славянам в ответ на просьбу славянского князя Ростислава. (Просил Ростислав прислать учителей, которые смогли бы рассказать славянам о святых христианских книгах, неизвестных им книжных словах и смысле их).
И вот братья Константин и Мефодий приехали к славянам, чтобы создать славянскую азбуку, которая впоследствии стала называться кириллицей. ( В честь Константина, который, приняв монашество, получил имя Кирилл).
Как же они создали азбуку?
Кирилл и Мефодий взяли греческий алфавит и приспособили его для звуков славянского языка. Так что наша азбука — “дочка” греческого алфавита.
Многие наши буквы взяты из греческого, поэтому они и с виду на них похожи.
греческие
Aa
Bb
Gg
Dd
Ee
Kk
Ll
Mm славянские
Аа
Вв
Гг
Дд
Ее
Кк
Лл
Мм

Глаго́лица — одна из первых (раньше кириллицы) славянских азбук. Предполагается, что именно глаголицу создал славянский просветитель св. Константин (Кирилл) Философ для записи церковных текстов на славянском языке, а кириллицу разработал его последователь Климент Охридский на основе греческого унциального письма (устава)
Кириллица,одна из двух славянских азбук. Названа по имени славянского просветителя середины 9 в. Кирилла (до принятия монашества — Константин), который в 863 создал первую славянскую азбуку и с помощью брата Мефодия перевел с греческого на славянский язык христианские богослужебные книги.
Летописи в России, исторические произведения 11-17 вв., в которых повествование велось по годам. Рассказ о событиях каждого года в Л. обычно начинался словами: "в лето" - отсюда название - летопись.Норманская теория, направление в историографии, сторонники которого считают норманнов (варягов) основателями государства в Древней Руси. Н. т. была сформулирована немецкими учёными, работавшими в Петербургской АН во 2-й четверти 18 в., — Г. 3. Байером, Г. Ф. Миллером и др. Сторонником Н. т. стал позднее и приехавший в Россию А. Л. Шлёцер. Основанием для вывода о норманском происхождении Древне-Русского государства послужил рассказ "Повести временных лет" о призвании на Русь князей-варягов Рюрика, Синеуса и Трувора в 862. Политический смысл Н. г. заключался в том, чтобы представить Древнюю Русь отсталой страной, неспособной к самостоятельному государственному творчеству, а норманнов — силой, которая с самого начала русской истории влияла на развитие России, её экономику и культуру.
Русская правда,свод древнерусского права эпохи Киевского государства и феодальной раздробленности. Р. п. дошла до нас в списках 13—18 вв. в 3 редакциях: Краткой, Пространной и Сокращённой. Списки Р. п. входят в состав Кормчих книг, "Мерила праведного", юридических сборников и летописей. В основе Р. п. лежали обычное право, княжеское законодательство, судебная практика. Краткую редакцию Р. п. составляют Правда Ярослава ("Древнейшая Правда", связанная с именем Ярослава Мудрого, Правда Ярославичей и др.). Р. п. отразила в своём тексте эволюцию древнерусских общественных отношений 11—13 вв. Правда Ярослава включала в себя наряду с нормами феодального права и архаические нормы, восходящие к периоду первобытнообщинного строя. Дальнейшее развитие и совершенствование Р. п. произошло при сыновьях Ярослава и его внуке Владимире Мономахе. Важнейшие постановления Ярославичей последовали после восстаний в Киеве, Новгороде и Ростово-Суздальской земле 1068—1071. Правда Ярославичей увеличивала ответственность общины за убийства княжеских дружинников, тиунов, старост, отроков и других слуг, совершённые на её территории; предусматривала тяжёлые наказания за поджоги хозяйственных построек, намеренную порчу скота, за коллективные посягательства на имущество зажиточных людей. После восстания в Киеве 1113 в Р. п. был включен устав о процентах (резах) Владимира Мономаха, ограничивавший ростовщические операции. Р. п. фиксирует систему феодальных отношений и факты имущественного и социального неравенства. В ней отмечено на протяжении 11—13 вв. усиление феодальной зависимости смердов, закупов, холопов и др. В тексте Пространной редакции Р. п. положению закупов и холопов посвящены специальные уставы. В Р. п. отражены возрастающая роль княжеского суда, тенденция к большей дифференциации наказаний, увеличение штрафов в пользу князя и княжеской администрации с соответствующим уменьшением компенсации потерпевшим. Стремясь к упразднению кровной мести, Р. п. сужает сферу её применения и ограничивает круг мстителей ближайшими родственниками убитого.
При отсутствии мстителей убийца принуждается к уплате штрафа (виры) князю и частного вознаграждения (головничества) родственникам убитого. Свободные общинники, связанные круговой порукой, должны были оказывать помощь убийце в уплате виры. За убийство женщины выплачивался половинный штраф (полувирье). Р. п. защищала здоровье и честь свободных представителей феодального общества, предусматривала денежные возмещения за увечья и оскорбления действием. В Р. п. детально разрабатывалась система наказаний за кражу в городе и сельской местности, кражи или намеренную порчу бортных и охотничьих угодий, нарушение границ земельных владений и т.д. Большое внимание уделено упорядочению долговых отношений. В Р. п. входит также устав, посвященный наследственному и семейному праву. Порядок судопроизводства в Р. п. предполагал привлечение свидетелей, применение ордалий (см. "Божий суд"), клятвы (рота). Разыскание преступников производилось по свидетельским показаниям или следу. Предусматривалась проверка лжесвидетельских показаний (поклёп). Намечены первичные элементы судебной экспертизы. Нормы Р. п., действовавшие до конца 15 в. (до введения Судебника 1497), легли в основу Псковской и Новгородской судных грамот, а также украинского, белорусского и литовского права.
"Повесть временных лет",общерусский летописный свод, составленный в Киеве во 2-м десятилетии 12 в. и положенный в основу большинства дошедших до настоящего времени летописных сводов. Как отдельный самостоятельный памятник "П. в. л." не сохранилась. Её старшими и основными списками являются Лаврентьевская летопись, где отразилась 2-я редакция "П. в. л.", и Ипатьевская летопись, где отразилась 3-я редакция "П. в. л.". В списках некоторых летописных сводов составителем "П. в. л." назван монах Киево-Печерского монастыря Нестор. Исследователи 18—19 вв. считали Нестора первым русским летописцем, а "П. в. л." — первой русской летописью. Изучение летописания А. А. Шахматовым, М. Д. Присёлковым, Д. С. Лихачевым, А. Н. Насоновым, М. Н. Тихомировым, Л. В. Черепниным, Б. А. Рыбаковым и другими показало, что существовали летописные своды, предшествовавшие "П. в. л.", а сама "П. в. л." не является единым произведением. После своего появления "П. в. л." ещё дважды подвергалась переработкам.
Поучение Владимира Мономаха своим детям (около 1117) завершалось коротким описанием его жизни и письмом к черниговскому князю Олегу. В Поучении Мономах выступил как "о земле великой печальник", мудрый государственный деятель русской земли, "заботливый домовладыка", просвещенный мыслитель, отважный воин и страстный охотник, начитанный книжник, блестящий мастер слова. Обращаясь к детям, автор восклицал: "Дети! Не бойтесь ни рати, ни зверя, делайте мужское дело, ничто не может вам вредить!". И добавлял: "Не забывайте убогих, сирот и вдов"!"Поэтическое "удивление" князя красотами природы делают его труд достойным предшественником Слова о полку Игореве. Главное в Поучении — это призыв к единству Руси, братолюбию, осуждение междуусобиц.
"Слово о полку Игореве",памятник древнерусской литературы конца 12 в. Написан неизвестным автором вскоре после похода Игоря Святославича, князя новгород-северского, на половцев в 1185 под свежим впечатлением событий. В походе приняли участие двоюродные братья киевского князя Святослава Всеволодовича — Игорь Святославич с сыном и племянником, князь трубчевский и курский Всеволод Святославич ("Буй Тур"). Тяжёлое поражение, которым закончился поход, послужило автору поводом для горьких раздумий о судьбах Русской земли и для страстного призыва к князьям прекратить раздоры и объединиться для отпора кочевникам.


смотри ссылку






Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Новых ответов нет


Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 1
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет