26 августа 2009 года, форум начал свою работу

АвторСообщение



Сообщение: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.11.09 23:04. Заголовок: Написание сочинения ( ЕГЭ по русскому языку)


Написание сочинения

Основные требования к содержанию сочинения
сформулированы в задании С1.

Проблема текста

Проблема – это сложный практический или теоретический
вопрос, требующий решения, исследования,
например: проблема сохранения окружающей
среды, проблема смысла жизни, проблема связи
языка и мышления и т.п.

В некоторых случаях автор сам четко формулирует
проблемный вопрос. Например:
Что делать, когда очень одиноко?
Текст начинается с вопроса, в котором сформулирована
проблема: что делать, когда очень одиноко?
Далее автор излагает свое видение проблемы и
предлагает варианты ее решения.
Однако тексты, предлагаемые на экзамене, призваны
проверить овладение важнейшим видом речевой
деятельности – сознательным чтением. Поэтому
они скорее всего не будут слишком простыми
с точки зрения замысла автора и его реализации.
Ученику необходимо самостоятельно выявить
проблематику текста, а это предполагает умение
обобщать информацию.
Определяя проблему, вы должны задуматься над
тем, каким образом содержание текста касается вас,
других людей, всего человечества. Помните, что
описанная в тексте конкретная ситуация, факты
чьей-либо биографии и т.п. – это иллюстрация, частный
случай, пример проявления какой-либо абстрактной
идеи, рассматриваемой автором. Поэтому
формулируйте проблему так, чтобы она охватывала
не только случай, рассмотренный в тексте, но и
многие подобные ситуации.

Сложность выделения проблемы заключается
еще и в том, что в одном тексте может быть затронуто
несколько проблем. Самое разумное в этом
случае – попытаться выделить главную проблему и
сделать ее основой своего сочинения.

Как мы помним, проблему текста следует не
только выявить, но и сформулировать. Можно предложить
два наиболее простых способа формулировки
проблемы:
1. Проблема какая: автор размышляет над проблемой
воспитания; в тексте поднимается проблема
одиночества; текст автора заставил меня задуматься
над сложной проблемой выбора профессии.
2. Формулировка в виде вопроса (напомню, что
проблема и есть вопрос, требующий решения) дает
больше возможностей в тех случаях, когда кратко
сформулировать проблему текста невозможно: каким
должно быть правильное воспитание ребенка?
Этой сложной проблеме посвящен текст Феликса
Кривина. Прочитав текст, я задумался над вопросом:
должен ли человек бояться одиночества? Чем должен
руководствоваться человек, выбирая профессию? – над
этой проблемой размышляет в своем тексте автор.

Комментирование
проблемы и выявление
авторской позиции.
Именно комментарий показывает, насколько
глубоко и полно понята проблема, как пишущий
сумел увидеть ее аспекты, намеченные автором,
проследил за ходом авторской мысли.
Можно выделить два типа комментария.
1. Текстуальный комментарий представляет собой
объяснение текста, следование за автором в
раскрытии проблемы.
2. При концепционном комментарии в центре
внимания интерпретация проблемы текста, ее актуальность,
столкновение различных мнений по
данному вопросу и т.п.
Следует помнить, что в любом случае комментарий
должен осуществляться с опорой на прочитанный
текст.
Конкретизировать содержание комментария
можно с помощью следующих вопросов:
Как, на каком материале автор раскрывает проблему?
На чем заостряет внимание?
Какие аспекты проблемы рассматриваются в
тексте?
Какие эмоции автора выражены в тексте?
Как выражено отношение автора к изображаемому?
Какие средства выразительности помогают выявить
авторское отношение к проблеме?
Комментарий представляет собой логический
переход от формулировки проблемы к изложению
авторской позиции по данной проблеме.
Чтобы отличить комментарий от пересказа, нужно
помнить следующее. Пересказывая, мы говорим
о том, что делают герои, а комментируя, мы говорим
о том, что делает автор.

Если проблема текста – это вопрос, то позиция
автора – это ответ на вопрос, поставленный в тексте.
Таким образом, формулируя проблему в виде
вопроса, пишущий уже должен точно знать, как
автор на него отвечает.

Можно предложить различные способы формулирования
авторской позиции:
Позиция автора такова:...
Автор считает, что...
Автор стремится донести до читателя мысль
о том, что...…
Автор убеждает нас в том, что...…
Избежать повтора слова автор или фамилии автора
помогут конструкции типа:
В тексте доказывается мысль о том, что...
Основная мысль текста заключается в том, что...…
Например: Хотя позиция автора не выражена явно,
логика текста Ф.Кривина убеждает читателя в том,
что правильное воспитание должно закалять характер,
приучать ребенка к труду, к самостоятельной жизни.

Аргументация
собственной позиции.
Виды аргументов

Сформулировав позицию автора, выпускник
должен выразить свое отношение к его точке зре-
ния на данную проблему. Обратите внимание: недостаточно
лишь формально заявить о своем мнении
(Я согласен / не согласен с автором). Позиция
пишущего должна быть подкреплена двумя аргументами.
Разберемся в том, что такое аргументация
и какие виды аргументов можно использовать
в сочинении.
Аргументация – это приведение доказательств,
объяснений, примеров для обоснования какой-либо
мысли перед слушателями (читателями) или собеседником.
Аргументы – это доказательства, приводимые в
поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения,
объяснения – словом, все, что может подтвердить
тезис.
От тезиса к аргументам можно поставить вопрос
почему?, а аргументы отвечают: потому что…


ТИПЫ АРГУМЕНТОВ

1. Естественные доказательства.
Ярким примером такой аргументации является довод
«к очевидному». Использование этого довода
предполагает ситуацию, в которой есть очевидец
(очевидцы) какого-либо события, факта. Например:
– Делали в этом доме капитальный ремонт? –
Нет. Я живу в нем с момента постройки и знаю, что
его не ремонтировали.
– Всем ли понравился новый фильм? – Нет, не
всем. Я сам его еще не видел, но слышал от многих,
кто его смотрел, что он им не понравился.
1.1. В обычном виде этот довод едва ли может
быть использован в сочинении, однако в качестве
«очевидца» можно привлечь самого убеждаемого
(т.е. эксперта, который будет проверять сочинение).
В этом случае мы используем в качестве аргумента
ссылку на общезначимый опыт, который имеет (или
мог бы иметь) каждый человек, т.е. апеллируем к
опыту, который одинаков у большинства и потому
очевиден: каждый испытывал боль, каждому знакомо
чувство обиды, большинству знакомо состояние
вдохновения и т.п.
Используя этот вид аргументации, следует стремиться
к тому, чтобы описание содержало конкретные
детали, было ярким, образным, психологически
убедительным. Следует занять позицию наблюдателя,
свидетеля событий и описать их так,
как будто они стоят перед глазами.

1.2. В качестве аргумента могут быть использованы
свидетельства самого автора сочинения. В этом
случае ученик обращается к событиям из своей жизни
или жизни окружающих, ссылаясь на факты,
которые имеют прямое или косвенное отношение
к доказываемому тезису.

1.3. Ссылки на авторитет. Убеждающему часто
выгодно обратиться к «третьей стороне» – сослаться
на мнение авторитетного общественного деятеля,
ученого, специалиста в какой-либо области, упомянуть
пословицу, поговорку, апеллируя к народной
мудрости.
«Третья сторона» может быть конкретным или
обобщенным лицом, а также группой лиц. Имени
лица обычно сопутствуют добавочные характеристики:
известный русский писатель, выдающийся ученый,
философ и т.п. Например: Выдающийся борец за
гражданские права Мартин Лютер Кинг учил, что...…;
Гениальный русский ученый Д.И. Менделеев однажды
сказал, что...…; Еще Петр I говорил, что...; Любой историк
скажет вам, что...…; Большинство врачей считают,
что...…; Как установлено японскими учеными…...

1.3.1. Пословицы, поговорки. Сами по себе пословицы
и поговорки вряд ли могут быть убедительным
аргументом. Особую роль здесь играет
демонстрация, т.е. объяснение связи процитированного
фрагмента с проблемой текста. Например:
«Терпя, и горшок надсядется», «Терпя, и камень треснет
», – едко, но метко говорят народные пословицы.
Триста лет под татарами, триста лет под Романовыми
выработали не только терпение героическое,
кончавшееся взрывами народных восстаний, но и терпение
холопское – притерпелость.
(Е.Евтушенко)

1.3.2. Примеры из художественной
литературы.

2. Логические доказательства.

2.1. Один из вариантов этого вида доводов –
рассуждение с дефиницией. Подобная аргументация
строится на определении, уточнении какого-либо
понятия, когда необходимо установить существенные
(самые важные) признаки какого-либо предмета
или явления.
Обычно рассуждение начинается с вопроса о
содержании уточняемого понятия. Затем дается
неверное определение, отражающее первоначальные,
неточные представления о предмете. Затем это
определение (определения) заменяется правильным,
которое и завершает рассуждение. Следует ограничиться
только теми дефинициями, которые имеют
хотя бы некоторые признаки, совпадающие с правильными.
Каждое отличие правильной дефиниции
от неправильной следует разобрать.
Например: Кто такой писатель? Это человек, который
умеет писать? Нет. Писать умеет каждый
грамотный человек. Может быть, это человек, который
пишет правильно? Нет. Правильно писать умеют
все образованные люди. Стало быть, писатель –
это тот, кто пишет интересно, увлекательно? Нет.
Автором интересного текста может быть журналист,
ученый, политик. Писатель – это человек, который
создает художественные произведения, с помощью
искусства слова отражает многообразие человеческого
бытия.

2.2. Более сложной формой рассуждения является
силлогизм – дедуктивное умозаключение, в котором
из двух суждений (посылок) следует третье
суждение (умозаключение).
Хрестоматийный пример силлогизма: Все люди
смертны. Сократ – человек. Следовательно, Сократ
смертен. Обычно силлогизмы опираются на общеизвестные
истины и на элементарную логику, которая
доступна каждому.
Например: Каждый патриот испытывает чувство
любви к своей стране. Любая страна – это множество
больших и малых городов, сел, деревень, хуторов,
населенных людьми. А значит, любовь к своему дому, к
улице, где живут наши соседи и друзья, к родному городу
– это и есть то чувство, с которого начинается
патриотизм – любовь к своему Отечеству.

2.3. Аналогия – умозаключение, при котором
свойства, присущие одному объекту, переносятся
на другой объект того же класса.
Основой аналогии является наличие у двух предметов
(явлений) общих признаков, и на этом основании
делается вывод, что эти объекты имеют и
другие общие признаки.
Например: Иной
раз, выбрав неверную дорогу, человек может заблудиться
или даже погибнуть в лесной чаще, не найдя правильного
пути. Не меньшую опасность таит в себе
ошибка при выборе профессии: можно бесцельно по-
тратить всю жизнь, занимаясь нелюбимым делом, не
найдя достойного применения своим способностям.

3. Чувственные аргументы.
Используя эти аргументы, мы строим
свою речь таким образом, чтобы вызвать у адресата
определенные чувства, эмоции и сформировать определенное
отношение к описываемому человеку, предмету,
явлению.
Убеждающий стремится выразить свою позицию,
заразить ею слушающего (читающего). С точки зрения
чувств, которые стремится вызвать убеждающий,
можно выделить два типа аргументов к пафосу:
1) аргументы к обещанию предполагают указание
на что-либо желательное, рассматриваемое как
хорошее, например, общечеловеческие ценности:
сострадание, милосердие, справедливость, духовность,
патриотизм, честь, долг, благородство;
2) аргументы к угрозе указывают на что-либо
нежелательное, оцениваемое как плохое, например,
социальные пороки (расизм, коррупция, бюрократия),
уродливые, неэтичные явления (насилие,
жестокость, подлость, предательство).


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 5 [только новые]





Сообщение: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.05.10 06:17. Заголовок: Как сформулировать п..


Как сформулировать проблему?Что имеют ввиду,когда дают такие тексты?
С уважением,Янина.


(1) Пётр был великан, без малого трёх аршин ростом, целой головой выше любой толпы, среди которой ему приходилось когда-нибудь стоять. (2) Христосуясь на Пасху, он постоянно должен был нагибаться до боли в спине.
(3) От природы он был силач; постоянное обращение с топором и молотком еще более развило его мускульную силу и сноровку. (4) Он мог не только свернуть в трубку серебряную тарелку, но и перерезать ножом кусок сукна на лету.

(5) Пётр был гостем у себя дома. (6) Он вырос и возмужал на дороге и на работе под от крытым небом. (7) Многолетнее безустанное движение развило в нём подвижность, потреб ность в постоянной перемене мест, в быстрой смене впечатлений. (8) Торопливость стала его привычкой. (9) Он вечно и во всём спешил. (10) Его обычная походка, особенно при по нятном размере его шага, была такова, что спутник с трудом поспевал за ним вприпрыжку. (11) Ему трудно было долго усидеть на месте: на продолжительных пирах он часто вскакивал со стула и выбегал в другую комнату, чтобы размяться.
(12) Если Пётр не спал, не ел, не пировал или не осматривал чего-нибудь, он непременно что-нибудь строил. (13) Руки его были вечно в работе, и с них не сходили мозоли.

(По В. Ключевскому)





Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.05.10 11:34. Заголовок: млжет типа он хоть и..


Janina, может типа он хоть и большой и неповоротливый, но всё-таки работает много.... капец не представляю если мне попадется такой текст

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.06.10 19:48. Заголовок: СМПВА


РЕЗУЬТАТЫ КОГДА БУДУТ?????????

Спасибо: 0 
Цитата Ответить



Не зарегистрирован
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.11.10 18:55. Заголовок: Какой можно подобрат..


Какой можно подобрать аргумент к данной позиции автора?

Автор убежлен, что созданная за тысячелетия человеческая культура призвана объединить всех людей живущих на Земле.

Спасибо: 0 
Цитата Ответить



Не зарегистрирован
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.11.10 18:58. Заголовок: Помогите.... :sm51: ..


Помогите....

Спасибо: 0 
Цитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 5
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет